Школа: эпоха цифрового развития
Коронавирус и связанные с ним карантинные мероприятия стали испытанием на прочность для российской системы школьного образования. В Вологодской области переход на дистанционное обучение был непростым и вызвал волну критики со стороны родителей. У одних все «висло», кому-то не хватило гаджетов для выполнения заданий, другим пришлось заниматься объяснением детям школьного материала. Однако в регионе есть и позитивные примеры перехода на учебную «дистанционку». О них, а также о перспективах цифрового образования в целом — в этом материале NewsVo.
Ранее сообщалось, что в вологодских школах для организации дистанционного обучения выбрали «Фоксфорд» — онлайн-школу для учеников, учителей и родителей. Одним из критериев выбора этой платформы стал тот факт, что она не просто дает доступ к учебным материалам, но переводит в онлайн сам образовательный процесс. На платформе учителя могут формировать виртуальные классы, вести уроки, давать проверочные задания и отслеживать, насколько хорошо отработан изученный материал.
Алексей Половинкин, руководитель направления развития цифрового образования IT-холдинга TalentTech, добавляет, что у платформы есть и другие преимущества. Например, уникальный по своей полноте контент.
Алексей Половинкин, руководитель направления развития цифрового образования IT-холдинга TalentTech
«Мертвые души» онлайн
Когда в конце марта в Вологодской области ввели режим самоизоляции, школьное обучение нужно было быстро перевести в онлайн, полностью изменив учебный процесс. Это оказалось сложной задачей, потому что большинство учебных заведений региона функционирует исключительно по офлайн-модели.
Непросто пришлось не только школам, но и командам «Фоксфорда» и TalentTech: в короткий срок им потребовалось кратно увеличить штат службы поддержки, чтобы каждый пользователь своевременно получал консультацию по работе с сервисом, и нарастить инфраструктурные мощности. Сейчас одновременно на платформе может находиться до 500 тысяч пользователей.
Анна Маратаева, методист кадетской школы «Корабелы Прионежья» в Вытегорском районе, поделилась своим опытом работы в дистанционном формате. По ее словам, разобраться с регистрацией на «Фоксфорде» ей было нетрудно.
Личный кабинет учителя на платформе «Фоксфорд»
Педагоги также отмечают, что на платформе есть записанные видеоуроки по темам, и они упрощают работу учителя.
Кроме того, по мнению учителей, с помощью онлайн-платформы удобно давать индивидуальные задания и отслеживать их выполнение.
Учимся дома
Организовать эффективное обучение школьника внутри семьи — задача и для родителей непростая, особенно в условиях самоизоляции. А тут еще технические проблемы, нехватка гаджетов для одновременной работы и учебы. Но и с этой проблемой многие научились справляться: были случаи, когда одноклассники на время делились друг с другом ноутбуками и планшетами.
Так, многие родители отмечают, что детям было интересно смотреть видеоуроки в интернете и изучать дополнительный материал, которому не могут уделить время в школе.
Например, мама пятиклассницы Ольга Маркова рассказывает, что подключением занималась она, но потом дочка Саша самостоятельно заходила на платформу, смотрела видео.
Фото Pexels, автор Julia M Cameron.
Кому-то из родителей даже показалось, что на дистанционке их ребенок стал более самостоятельным, а само обучение — более осознанным.
«Находить что-то новое, узнавать и учиться»
Тезис о том, что цифровые платформы необходимо использовать в школьном образовании, не вызывает никаких сомнений. Федеральные власти неоднократно подчеркивали, что Россия нацелена на развитие цифровой экономики, разработку и повсеместное использование новейших технологий. Это предусматривает и Стратегия научно-технологического развития страны до 2035 года.
Переход, пусть и временный, на дистанционное школьное образование показал, что и учителя, и школьники должны овладеть определенными цифровыми навыками, которые пригодятся им в будущем.
Успех каждого ребенка
Цифровизация образования также способна дать педагогам новые возможности в работе с талантливыми детьми, сделать ее системной, причем с самого первого этапа — выявления одаренных. В этом могут помочь диджитал-инструменты, например, онлайн-олимпиады.
Иногда раскрытию таланта мешает страх очных испытаний, а решать задачи дома в менее стрессовой обстановке ребенку значительно легче. Готовиться к олимпиаде можно также онлайн: разбирать типовые задания, узнавать, как проходит конкурс.
Еще одно преимущество цифровой платформы в контексте работы с одаренными детьми, да и со школьниками в целом — доступность быстрой аналитики, то есть информации о том, насколько эффективно идет обучение, какие есть результаты. Эти данные позволяют управлять образовательным процессом.
Личный кабинет учителя на платформе «Фоксфорд».
Стоит отметить, что цифровые инструменты помогут не только развивать школьников, но и наращивать компетенции самих педагогов. Например, если статистика результатов обучающихся выявила, что у одного учителя в нескольких классах по одной из тем результаты ниже, чем по остальным, есть вероятность, что объяснения учителя слишком сложны или недостаточны. В этом случае можно предложить учителю курс, который поможет ему повысить свои компетенции в преподавании этой темы. О том, насколько успешно он закончил курс, можно будет судить по результатам учащихся.
При этом обучение педагогов может проводиться в нескольких форматах: онлайн, офлайн и комбинированном. Преимущество онлайна — возможность преподавателям из разных регионов прослушать курсы профессионалов со всей страны.